Авторизация
 
  • 21:56 – "Дом-2" новости и слухи сегодня, 03.12.2016: на 6 дней раньше скандальные новости и сплетни "Дом-2" 3 декабря 
  • 21:12 – Переписка Бузовой с Нагиевым: комментарий Водонаевой о зависти Ольге 
  • 21:12 – Дом 2 новости и слухи на сегодня: Мексику посадили в клетку, Кауфман нашла нового парня, Татьяна Охулкова возвращается на проект 
  • 21:11 – Великолепный век Кесем Султан: о чем сериал, когда состоится премьера на российском телевидении 

Куда пропали баллы

54.197.133.54

Московские школьники жалуются на массовое занижение оценок на ЕГЭ по литературе



Куда пропали баллы

Московские выпускники, сдававшие 26 мая ЕГЭ по литературе, в массовом порядке подали апелляции на результаты экзамена. Оценки оказались заметно ниже прошлогодних и даже ниже тех, что были получены в ходе пробных ЕГЭ, которые школьники писали в течение учебного года. Вместе с тем в этом году изменилась система рассмотрения апелляций. Теперь выпускники не имеют возможности обсудить свою работу в апелляционной комиссии. Их просто ставят в известность, что жалоба рассмотрена и члены комиссии не нашли оснований для повышения оценки. Эксперты склоняются к мысли, что таким способом Минобрнауки пытается сократить количество москвичей в гуманитарных вузах. В Рособрнадзоре между тем заявляют, что им ничего неизвестно о занижении баллов.


По словам родителей и учителей, ситуация сложилась непонятная. Победитель олимпиад, в течение года писавший пробные тесты не меньше чем на 90 баллов, на ЕГЭ получает всего 63, не дотянув даже до 70-балльного порога, гарантирующего ему поступление в профильный вуз. С одной стороны, от неудачи на экзамене никто не застрахован, даже победитель Всероссийской олимпиады. Но в Москве в этом году таких неудачников что-то многовато.


Известный преподаватель, учитель литературы Елена Вигдорова отмечает, что по сравнению с прошлым годом все оценки московских детей снижены на 13-15 баллов.


«Я просмотрела много работ как за прошлые годы, так и в этом году, — рассказала она «Ленте.ру». — Могу определенно говорить о том, что, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, работы по литературе в этом году оценивались ниже прошлогодних. И ниже ожиданий. Выпускники могли примерно представить себе, на сколько баллов они могут рассчитывать. Ведь в течение года они пишут так называемые диагностические работы, аналогичные ЕГЭ. Их присылают из Института педагогических измерений и проверяют эксперты, а не свои учителя. Так что ребята, которые получают за эти пробные ЕГЭ выше 90 баллов, имеют основания считать, что хорошо подготовлены, и надеяться на высокий балл. И уж точно они не ожидают, что напишут ЕГЭ на 69 баллов и меньше. Но в этом году многие московские дети получили на ЕГЭ оценки ниже промежуточных именно по литературе. Даже многие победители всероссийских и университетских олимпиад, которые не могут сдать экзамен меньше чем на 70 баллов, не преодолели этот рубеж».


Главный редактор газеты «Литература», учитель русского языка и литературы столичной школы номер 57 Сергей Волков тоже считает, что московским школьникам оценки сильно занизили. «Это факт. Эти ребята хорошо выступали и на московских, и на всероссийских олимпиадах, — заявил «Ленте.ру» Волков. — То, что они получили на итоговых экзаменах, не соотносится с тем, что они получили на подготовительных. Более того, эти результаты не соотносятся с результатами ребят такого же уровня из регионов. Результаты ребят из регионов на десятки баллов выше, чем у москвичей. Там есть и стобалльники, и те, у кого по 90 баллов. В Москве ребята этого же уровня, которые хорошо проявляли себя на олимпиадах, получили более низкие оценки. Это притом что столица в этом году выступила очень хорошо на олимпиадах».


Но занижение баллов только часть проблемы. В этом году изменилась система апелляции. В прошлом году, по словам Елены Вигдоровой, дети приходили на апелляционную комиссию подготовленными и в очной беседе с членами комиссии защищали свои тезисы и выводы. Это важно, так как экзамен по литературе достаточно субъективен. В отличие от заданий по математике или по русскому языку, где оценка зависит от единственно верного ответа, литература предполагает элемент творчества. Критериями оценки тут служат, например, глубина понимания материала и достаточная опора на текст. У каждого эксперта может быть свое понимание глубины и достаточности. Зачастую члены комиссии соглашались с аргументами выпускников и повышали оценку, выставленную их коллегами при проверке заданий.



В этом году никаких обсуждений не было, и, как рассказала Елена Вигдорова, те люди, которые объявляли школьникам результаты повторной проверки, не имели права повышать оценку. «Некоторым прибавляли один-два базовых балла, которые давали прирост общего результата на пять-десять баллов, — говорит преподаватель. — И, как ни пытались выпускники донести до членов комиссии свои возражения и объяснения, им объясняли, что ничем более помочь не могут. Единственное, что им оставалось, — это обратиться к председателю городской экспертной комиссии Елене Чернышевой, которая принимала школьников с девяти утра и до полуночи. В очень корректной и вежливой форме она объясняла детям, что они молодцы и их работы хорошие, и в редких случаях поднимала оценку на один-два балла, утешая, выпускников тем, что они могут поступить в другой вуз или на следующий год. Выглядело все это несколько оскорбительно».


Ирина, чей сын сдавал в этом году ЕГЭ по литературе и, несмотря на победы в олимпиадах, не смог набрать 70 баллов, считает, что оценки по этому предмету крайне субъективны. «На апелляционной комиссии говорят, что в сочинении нет ссылок на источник, — говорит Ирина. — Как же так, спрашиваем мы, вот же цитаты. А нам говорят — нет, это не цитаты, а пересказ. А потом председатель комиссии убеждала нас, что слово «принцип», употребленное дважды в соседних предложениях, считается грубой речевой ошибкой. Это притом что между этими словами еще примерно пять строк текста. Вот такие грубые ошибки нашлись практически у всех, и практически все, сдававшие литературу, а это примерно тысяча человек, подали апелляции».


Сергей Волков не может объяснить, с чем именно связана эта ситуация. По его мнению, она тем более странная, что с ЕГЭ по русскому языку такой тенденции не прослеживается. «Возможно, это какая-то особая, странная позиция московских проверяющих, — предполагает Волков. — Если они ставят таким детям ниже 70 баллов, то они блокируют им поступление в профильный вуз. Выпускники не могут воспользоваться своей льготой победителя олимпиады. Рособрнадзор устроил честные экзамены. Зачем же вводить драконовские проверки? Понятно, что в литературе оценка всегда носит субъективный характер. Этими баллами можно крутить туда-сюда. К тому же в регионах по-разному понимают, что такое 100 баллов. Они ориентируются на тот уровень, который есть у них. Но Москва в этом году как-то палку перегнула. Надо обязательно посмотреть и проанализировать результаты победителей всероссийских олимпиад на ЕГЭ. Московский департамент образования должен проанализировать ситуацию.


По мнению Елены Вигдоровой, в этом году московских школьников почему-то наказали. «Московские дети ничем не лучше и не хуже детей из других регионов. Но в других городах, насколько мне известно, результаты ЕГЭ не отличались от тех, что были получены на пробных тестах. А в Москве почему-то не так. И самое обидное, что это коснулось примерно пяти процентов выпускников, которые сдают ЕГЭ по литературе, но это те дети, которые поступают в гуманитарные вузы. Я думаю, что это удар по интеллигенции. Возможно, сознательный, потому что таких случайностей не бывает. Кто-то сдает экзамен лучше, кто-то — хуже, но вся Москва не могла поглупеть за последние несколько месяцев. С московскими детьми в этом году произошла очень некрасивая история».



В Рособрнадзоре волнений вокруг результатов ЕГЭ по литературе не разделяют. Как заявил «Ленте.ру» глава ведомства Сергей Кравцов, апелляции были в прошлом году и в этом году их не больше и не меньше. «Что касается занижения баллов, то у меня нет такой информации, — говорит Кравцов. — Надо понимать, что родители и учителя могут давать необъективную информацию. Понятно, что они надеялись на более высокую оценку, но у нас нет данных, что именно в этом году массово занижались баллы. Если есть конкретные примеры, то надо обращаться к нам в Рособрнадзор. Назовите фамилию, предоставьте конкретную работу, и мы еще раз сами ее перепроверим и дадим оценку. У нас есть Федеральная предметная комиссия, которая готова эти работы поднять и пересмотреть. Но, еще раз повторюсь, пока мы не располагаем такими фактами».


В столичном департаменте образования ситуацию не прокомментировали.



Софья Малинина
Роман Уколов


Смотрите также

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КОММЕНТАРИИ:

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют