Авторизация
 
  • 01:59 – Отель Элеон 10 серия 12.12.2016 сериал смотреть онлайн 
  • 01:59 – Биатлон 2016-2017: расписание, состав сборной России, 2 этап 
  • 01:59 – СашаТаня 3 сезон 17 серия 08.12.2016 смотреть онлайн 
  • 01:59 – Пенсии в России в 2017 году: когда будет индексация, повышение военным, что с работающими, индексация неработающим, последние новости 

Сергей Капинос: Эффективный госаппарат поборет коррупцию

54.204.247.205

О том, насколько успешна эта борьба, "ВБ" рассказал глава Центра ОБСЕ в Кыргызской Республики Сергей Капинос.

- С какого момента центр ОБСЕ в Бишкеке стал работать в антикоррупционном направлении?

- Нужно понимать, что коррупция – это многоярусное многовекторное явление, и по касательной Центру ОБСЕ, имеющему очень широкий мандат, позволяющий действовать в трех измерениях безопасности, так или иначе заниматься этим с самого начала своей работы. Назову эти три измерения безопасности: военно-политическое, экономическое и экологическое и третье – человеческое (верховенство права, человеческие права и демократические институты). Но вот отдельным это направление стало менее 2 лет назад.

- В каком из измерений концентрируются усилия по борьбе с этим явлением?

- Борьба с коррупцией органически вошла в программу - экономического и экологического измерения, потому что именно в ее повестку входят вопросы эффективного добросовестного государственного управления. Коррупция – обратная сторона эффективности системы государственного управления. Чем более эффективна система, тем меньше простора для коррупции и наоборот. Поэтому самое действенное средство борьбы с этой общественной коростой – это становление и развитие мощного эффективного механизма государственного управления.

- Мощного?

- Не по размерам и жесткости контроля, а в плане эффективности. Как раз излишний контроль за хозяйственной деятельностью во многом является и пусковым механизмом, и катализатором, и питательной средой коррупции. Слагаемыми эффективности должны быть современные управленческие методики и технологии, ответственность, подотчетность населению, прозрачность, контролируемость и другие. В ходе формирования такой системы управления исключаются многие коррупционные составляющие. Именно этим мы и начали заниматься с 2013 года.

- Какие программы реализуются в этом направлении?

- При нашем содействии разработана и в конце нынешнего – начале следующего года будет запущена регуляторная реформа. Сегодня в Кыргызстане действуют многочисленные и зачастую весьма противоречивые законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют предпринимательскую деятельность. Многие из них содержат положения, которые устарели, создают непомерную нагрузку для бизнеса. Они также являются источником коррупционных схем. Реформа нацелена на формирование благоприятного климата для инвестиций, улучшение условий ведения бизнеса, сужение возможностей для коррупции. Хочу подчеркнуть, создание режима наибольшего благоприятствования для национальных и зарубежных инвесторов – важнейший фактор ускоренного развития экономики и улучшения социальных условий. За привлечение иностранных инвестиций, а они чаще всего идут рука об руку с современными технологиями, борются все страны, включая наиболее развитые. Не у всех получается.

Без реформирования, судебной системы говорить об успехе в борьбе с коррупцией не получится. Без реорганизации работы правоохранительных органов, да и не только, тоже. Замечу, что набирает обороты, хотя и не так быстро, как нам бы хотелось, реформа органов внутренних дел, составным элементом которой является борьба с коррупцией. Без вовлеченности и содействия населения эта борьба тоже не увенчается успехом. Именно поэтому мы проявляем готовность и оказываем поддержку в разработке и проведении системных реформ в тесном взаимодействии с властными структурами и при поддержке гражданского общества. Хочу отметить, что без нахождения общего видения с нашими кыргызскими партнерами, без их поддержки ни один проект ОБСЕ в республике реализован быть не может.

- За два года прогресс есть?

- Мы находимся в самом начале пути. В борьбе с системной коррупцией добиться быстрых и устойчивых результатов вряд ли возможно. Должны происходить существенные изменения в самой системе. Однако определенный прогресс уже достигнут. В результате нашего тесного сотрудничества со Службой финансовой разведки, с другими компетентными органами страну исключили из "серого" списка межправительственной организации по разработке и внедрению международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, известной как ФАТФ. Кроме того, члены Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) приняли при нашей поддержке решение о снятии Кыргызской республики с усиленного мониторинга.

Также подготовлены документы для внедрения новых критериев оценки органов внутренних дел, проведены их публичные обсуждения. Отказ от ранее применяемой процентомании и манипуляции статистическими данными и переход на новые критерии оценки, основывающиеся на исследовании общественного мнения, анализе данных об оперативно-служебной деятельности и на индивидуальной оценки работы сотрудников ОВД свидетельствует продвижении полицейской реформы. Это, наряду с недавно утвержденным правительством "Положением о конкурсном наборе сотрудников органов внутренних дел", позволит минимизировать коррупционную составляющую в процессе набора в ОВД, а также продвижения по карьерной лестнице.

- Есть ли необходимость затрагивать какие-то дополнительные направления?

- Наш Центр поддержал внедрение автоматизированной информационной системы учета уголовных дел по коррупционным преступлениям на базе Управления по противодействию коррупции Генпрокуратуры Республики. Она позволит автоматизировать процесс регистрации и учета коррупционных преступлений и будет предназначена для ведения, хранения, обработки данных, а также обеспечит учет преступлений, результатов расследования и движения уголовных дел, учет подсудимых и результатов судебного рассмотрения уголовных дел и формирование отчетности. Надзор за принимаемыми правоохранительными органами решениями по уголовным делам данной категории на предмет их законности и обоснованности будет значительно улучшен. Передача этой системы Генпрокуратуре планируется во второй половине декабря.

Наметилось еще одно перспективное направление. Речь идет о нашем сотрудничестве с Генеральной прокуратурой по возврату вывезенных за рубеж нелегальных доходов. Есть международные механизмы, которые позволяют репатриировать скрываемые в тайных финансовых схронах, полученные нелегальным путем денежные средства. Отслеживание их движения невозможно без самого широкого международного сотрудничества, без взаимодействия правоохранительных органов различных стран. Мы начинаем работать в этом направлении и сделаем все, чтобы получить хороший результат.

- Значит, когда-нибудь в Кыргызстан можно будет вернуть те деньги, что из страны вывезла семья Бакиевых, к примеру?

- Когда-нибудь, да. Но когда и в каком объеме, пожалуй, не скажет никто. Многое будет зависеть от того, насколько эффективно будут созданы внутренние механизмы (а это напрямую будет зависеть успеха в борьбе с коррупцией) и механизмы взаимодействия с другими странами. Практика показывает, что возвращение нелегально вывезенных средств – архисложное дело. Требуется очень убедительная доказательная база. Нельзя забывать, что эти деньги работают на экономику стран-депозитариев, и без четких правовых оснований ни один запрос удовлетворяться не будет.

- А в политической плоскости есть какие-то проекты?

- В принятом более года назад Указе президента о борьбе с коррупцией впервые говорится о политической коррупции. Центр ОБСЕ оказал поддержку в подготовке этого указа. Руководство Кыргызстана предпринимает активные меры по реализации этого документа. Некоторые из них призваны обеспечить прозрачные, справедливые, демократические выборы, результаты которых вызвали бы полное доверие населения. ОБСЕ оказывает содействие в подготовке к парламентским выбором 2015 года. Речь в первую очередь идет о сотрудничестве с Государственной регистрационной службой по вопросам введения электронных документов и совершенствования системы регистрации населения. Как вы знаете, на базе регистра населения составляются списки избирателей. Кроме того, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) будет осуществлять мониторинг предвыборной кампании и выборов. Замечания БДИПЧ по поводу большинства предыдущих выборов касались нарушений, в некоторых из них присутствовали коррупционные элементы.

Подробнее читайте в газете "Вечерний Бишкек"


Смотрите также

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КОММЕНТАРИИ:

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют