Авторизация
 
  • 14:18 – Алеппо последние новости: город возвращается к жизни без войны 
  • 13:59 – Новогодний стол 2017 года: что должно быть, год Петуха 2017 - в чем встречать и что готовить, какое меню 
  • 13:59 – Похороны медсестер в Биробиджане: город проводил в последний путь Галину Михайлову и Надежду Дураченко 
  • 13:41 – Очень караочен 10 12 16 с Бузовой: Арбузова и бриллиантик в детстве, почему поменяла цвет волос, успех в сольной карьере, за что ненавидят и откровенные фото 

В парламенте намерены перекраивать Конституцию снова

54.158.92.239

В парламенте Кыргызстана передумали исполнять мораторий на "перекраивание" Конституции, объявленный до 2020 года. Как сообщило сегодня ИА "24.kg", поправки в Закон "О введении в действие Конституции КР" вносит депутат Карганбек Самаков.

"После свержения режима Курманбека Бакиева в республике отсутствовали легитимные органы власти. Следовало вернуться в правовое поле, но жить с авторитарной Конституцией 2007 года было невозможно. 30 апреля 2010-го было образовано Конституционное совещание в составе 75 человек. По завершении работы над проектом основного закона он был передан временному правительству для вынесения на референдум. 27 июня 2010 года референдум проведен, принят Закон "О введении в действие Конституции". Согласно нововведению, Жогорку Кенеш не может вносить изменения в Конституцию до 1 сентября 2020-го. Таким образом, совершенно необоснованно наложен запрет на использование законного и жизненно необходимого механизма пересмотра Конституции. Почему выбрана именно эта дата? Такое важное ограничение действия основного закона должно было рассматриваться и приниматься голосованием Конституционного совещания, чего сделано не было", - поясняет свою инициативу нардеп.

То есть он фактически предлагает отказаться от моратория, введенного до 2020 года.

Однако заместитель председателя парламентского комитета по правам человека, конституционному законодательству и госустройству Абдыманап Кутушев не согласен с подобной инициативой. По его мнению, Закон "О введении в действие Конституции" особый, специфический, подобные часто принимаются вместе с Конституцией любой другой страны. Это документ, который расписывает порядок начала и продолжения действия Конституции, а также порядок ее изменения, и потому его нельзя рассматривать отдельно от основного закона.

"Тем более он принят всеобщим голосованием. Это воля народа. А волю народа взять да изменить по инициативе одного депутата, пусть даже очень умного и преуспевающего, не совсем логично. Конституция - это общественный договор, иногда ее называют и сборником компромиссов. Народ на референдуме проголосовал, какой она должна быть. Основной закон нельзя менять до оговоренного на референдуме срока. Только так мы научимся соблюдать стабильность в законотворчестве, и у народа, следовательно, будет больше доверия к государству. Договорились не вносить изменения в Конституцию до 2020 года, давайте будем соблюдать правила игры. Почти половина срока уже прошла. Осталось чуть более пяти лет. Потерпим, господа, время пройдет быстро, немного осталось. И будем помнить уроки прошлого, совсем недалекого прошлого. Ведь мы все знаем, что до этого основной закон меняли семь раз. И каждый раз под благовидным предлогом и из лучших, казалось, побуждений. А какой был результат, все помнят. Воистину благими намерениями вымощена дорога в ад", - сказал Кутушев.

Эксперт Нурлан Садыков отметил, что есть только два пути решения этого вопроса: либо вновь провести референдум, либо ждать 2020 года.

"В иерархии нормативно-правовых актов Конституция и Закон "О введении в действие Конституции" стоят на первом месте, и поэтому их не так просто изменить. Надо заметить, что действительно есть необходимость внести некоторые коррективы в нормы Конституции или отшлифовать некоторые статьи. Например, принцип, когда акимов назначает премьер-министр по согласованию с местными айылными кенешами, противоречит природе государственной власти. Главы госадминистраций должны избираться государственными лицами, не вмешивая в этот процесс органы местного самоуправления", - подчеркнул он.

А профессор КРСУ, эксперт в области парламентаризма Зайнидин Курманов, напротив, считает, что не надо торопиться с проведением референдумов. По его словам, многие инициативы тех, кто сегодня хочет изменить Конституцию, можно решать на законодательном уровне, не внося поправки. Но при этом надо помнить, что в современном мире все стремительно меняется, и КР нельзя отставать.

"В свое время ограничения до 2020 года были введены правильно, это было стремление добиться конституционной и законодательной стабильности. Однако уже сейчас появились группы, которые хотят внести поправки в основной закон. Чтобы не рубить шашкой, надо собрать всех грамотных юристов и обсудить, без каких изменений в Конституцию не обойтись. Нам надо отходить от бюрократического управления к прозрачной системе правления, чтобы все стороны были на равных позициях. Действующая Конституция может стать препятствием этому, так как в ней заложен ряд моментов, провоцирующих политический конфликт. Считаю неправильным, что сегодня правительство может формироваться только коалиционным путем. Неправильны и ограничения для партий, которые не могут занимать более 65% мандатов. Не совсем правильно давать свободный мандат депутатам, что не ведет к дисциплине во фракциях. Поэтому данный законопроект следует тщательно изучить", - полагает он.

В то же время лидер "Ата Мекена" и "отец" Конституции-2010 Омурбек Текебаев не стал долго рассуждать о сути законопроекта своего еще вчерашнего близкого соратника. Он просто назвал его несерьезным.

"Разные люди могут говорить о чем угодно, но это не значит, что это тема для всеобщего обсуждения. Я считаю, что действующая Конституция работает эффективно, самое главное, что в ней заложены механизмы мирной передачи власти и деятельности президента, парламента, правительства. Основной закон должен работать не только до 2020 года, но даже до 2050-го", - заключил Омурбек Текебаев.


Смотрите также

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КОММЕНТАРИИ:

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют