Авторизация
 
  • 12:07 – Похороны детей в Ханты-Мансийске видео: тысячи людей провели погибших спортсменов в последний путь 
  • 12:07 – Посмертные фото псковских подростков без купюр и ретуши: полиция продолжает расследование 
  • 12:07 – Кубанская школьница голая фото смотреть: ответственность за распространение снимков лежит на самой пострадавшей 
  • 12:07 – Новогодний стол 2017 года: что должно быть, рецепты, что готовиться и как встречать год Петуха 

Центр инклюзивного образования для детей - надежда на здоровое будущее

54.161.168.21

Уже четвертый год Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) реализует в Кыргызстане проект "Улучшение образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями", который сейчас охватывает шесть областей республики. В рамках работы проекта были созданы ресурсные центры инклюзивного образования. Первый заработал в Чуйской области еще в 2012 году.

Главное в таких центрах - индивидуальный подход к каждому ребенку. Это позволяет раскрыть академические способности ребят с разными заболеваниями: ДЦП, нарушение слуха и зрения, аутизм, задержка психического развития. Естественно, педагоги, которые работают в подобных ресурсных центрах, предварительно проходят специальные тренинги и семинары.

Поскольку опыт работы ресурсного центра в Чуйской области оказался удачным, то в прошлом году ФЕЦА решил открыть аналогичные образовательные учреждения в Нарыне и Оше.

Несмотря на то что ресурсный центр в Нарыне работает совсем недавно, его на постоянной основе посещают уже 32 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Менеджер по проектам ФЕЦА Анара Надирбекова рассказала, что обучающая программа подготовки к обычной школе в таких центрах рассчитана на полгода, после чего ребенок может идти либо в обычную общеобразовательную школу, либо на второй этап обучения в ресурсном центре. Все зависит от индивидуальных возможностей детей.

Сами ученики центра рассказали, что здесь им очень нравится. Например, ресурсный центр с самого его открытия посещает 13-летняя Айпери, которой, по ее словам, очень нравится писать, читать и просто общаться с ребятами. "У меня много друзей, нравятся все ребята, нравится, как преподает наш учитель, работа за компьютером. Уроки делаю сама, сначала было сложно, а теперь привыкла", - рассказала девочка.

У Айпери уже есть взрослая мечта – в будущем она хочет стать доктором и лечить людей, "чтобы ни одного больного не было". По словам преподавателя Сайни Абдылгазиевой, у Айпери легкая умственная отсталость. Она пока только учится писать. Однако главное для ребенка – возможность контактировать с обществом, развиваться в нормальных условиях. С ней солидарна и менеджер по проектам ФЕЦА Анара Надирбекова, которая уверена, что для нормального развития детей с ограниченными возможностями здоровья их необходимо вовлекать во внешкольные мероприятия, чтобы развивать их индивидуальные возможности. "Если мы знаем, что у ребенка что-то получается хорошо, нужно делать упор на это, чтобы дети чувствовали и понимали свои успехи и стремились к большему. К сожалению, многие родители по отношению к детям с ограниченными возможностями заняли пассивную позицию", - сказала она.

Пассивность выражается, в первую очередь, в непонимании того факта, что детям нужно образование и они должны иметь доступ к нему наравне с обычными школьниками. По словам Надирбековой, в областях Кыргызстана воспитанием и образованием детей с ограниченными возможностями занимаются зачастую те люди, которые этого делать не должны в силу нехватки знаний - бабушки и дедушки. А многие родители просто опускают руки и принимают своих детей как посланное испытание, иногда даже пытаются спрятать их от окружающих, чтобы избежать порицания, осуждения или, наоборот, жалости.

Именно для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья в последующем могли поступить в обычные школы или хотя бы обрели основные навыки, и созданы ресурсные центры. Здесь дети учатся писать, считать, работать на компьютере.

Помимо этого, создаются родительские клубы, где сами родители делятся друг с другом своим опытом, при этом всяческую поддержку им оказывают социальные педагоги и школьные учителя. К примеру, в Нарыне работает один такой клуб, а по всему району их всего девять, куда приходят 56 родителей.

В ФЕЦА понимают, что интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна не только благодаря школьному образованию, но также внешкольным мероприятиям. В целях вовлечения таких детей в социальные процессы открываются внешкольные клубы, которые есть и в Нарыне. Их открытие стало возможным благодаря помощи посольства Финляндии в Казахстане и Кыргызстане. Работа клубов поддерживается социальными педагогами, однако ключевую роль здесь все же играют школьники-волонтеры, которые берут шефство над детьми с ограниченными возможностями здоровья, приходят к ним домой, играют с ними, ходят на концерты, помогают поверить в себя и ощутить любовь окружающих. В Нарыне таких волонтерских клубов два. Первый - "Радуга" - был создан по инициативе ФЕЦА, второй - "Надежда" - школьники решили организовать самостоятельно, потому что захотели помочь детям с ограниченными возможностями.

Старший педагог-эксперт, руководитель волонтерского движения Мунара Ниязалиева рассказала, что поначалу участвовать в клубах и заниматься с такими детьми хотят очень многие школьники, однако, сталкиваясь со сложностями, некоторые, конечно, уходят. В настоящее время в двух волонтерских клубах состоят 14 детей, которые занимаются с детьми-инвалидами постоянно. "Волонтерство требует много времени. Наши волонтеры постоянно стремятся прийти и уделить как можно больше внимания детям с ограниченными возможностями, несмотря на загруженность в школе. Они приходят даже в те дни, когда могли бы этого не делать, поскольку встречи мы проводим 3-4 раза в неделю, но наши ребята готовы каждый день проводить с детьми с ограниченными возможностями и помогать им", - рассказала Ниязалиева.

Сами школьники-волонтеры признают, что они не просто проводят время с такими детьми, но и учатся у них чему-то новому, а во многом даже берут пример. За время общения школьники научились, по их словам, ценить то, что дано им от природы - здоровье, стали более оптимистично смотреть на мир, строят планы на будущее. "Все дети равны, но есть те, кому нужна помощь. Мы можем помочь детям с ограниченными возможностями поверить в себя, научиться любить себя, можем дать им то, чего так не хватает - общение и дружбу. Но и сами мы многому научились. Раньше мы просто жили, обращали внимание на какие-то мелочи, типа вещей. Сейчас же мы ставим цели, четче понимаем, чего хотим добиться. Мы сравниваем свою жизнь с жизнью тех детей и понимаем, что на самом деле нам не на что жаловаться и нечем быть недовольными. Эта работа дает нам намного больше, чем мы отдаем. Это дает огромный стимул. После того как мы начали работать, поняли, насколько мы счастливые", - в один голос заявили дети из волонтерского клуба "Радуга".

"Очень важно, что дети сами проявляют инициативу, - подчеркнули представители ФЕЦА. - Это говорит о том, что наш проект взял правильное направление. Поскольку мы хотим не только дать детям с ограниченными возможностями здоровья шанс на нормальную жизнь, но и изменить к ним и к их образованию отношение общества".

В центре внимания.


Смотрите также

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КОММЕНТАРИИ:

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют