Авторизация
 
  • 17:46 – Говорит Украина: не папина дочка (эфир от 06.12.2016) 
  • 17:46 – Достижения команды Голубева: Ростовская область в аутсайдерах рейтинга прозрачности 
  • 17:45 – Кажущееся благополучие в сельском хозяйстве не спасает команду Голубева от экономического поражения 
  • 17:45 – В Ростовской области начат сбор голосов в поддержку Шахтеров и против избыточных трат на PR и автомобили Голубева 

Из-за дороговизны медпрепаратов онкобольные остаются без лечения

54.161.208.7

Заболеваемость раком в стране неуклонно растет. При этом более половины онкобольных умирают, не прожив и года. Такие данные приводит общественный фонд "Эргэнэ".

По их сведениям, в 2012 году по республике впервые взято на учет 4 998 онкологических больных, по Бишкеку - 1 109. Из них умерло 55,8% (по республике), в Бишкеке - 44,9%.

Столь высокий процент смертности объясняется прежде всего тем, что рак выявляется на поздней стадии, когда медицина практически бессильна. Кроме того, зачастую больные и его родственники просто не могу оплатить дорогостоящее лечение. В частности, по подсчетам фонда "Эргэнэ", средняя стоимость торговых наименований важнейших лекарств для лечения различных видов рака составляет $483 (от $75 до $2 010,4). При этом анализ национального Перечня жизненно важных лекарственных средств от 2012 года показал, что из рекомендуемого списка противоопухолевых лекарств ВОЗ в Кыргызстане можно купить только 63%.

"Государство не в состоянии выполнять заявленные обязательства по доступу к лекарствам для онкобольных, - подчеркнула представитель общественного фонда "Эргэнэ" Таалайгуль Сабырбекова.

Что делать?

По мнению Сабырбековой, для улучшения доступа пациентов к препаратам должен быть пересмотрен Перечень жизненно важных лекарственных средств (ПЖВЛС). Туда необходимо включить все рекомендуемые Всемирной организацией здравоохранения препараты против рака. Высвободить средства на их покупку можно за счет исключения из списка менее нужных и эффективных препаратов.

Параллельно должна идти разработка стандартов по лечению онкозаболеваний. Кыргызстанские онкологи должны иметь адаптированные к местным условиям клинические руководства и протоколы лечения.

"Лекарства можно включить в список жизненно важных на основании протоколов. Включение в список даст фармкомпаниям зеленый свет на ввоз препаратов. Сейчас некоторые препараты приходится покупать за границей," - пояснила Сабырбекова.

Минздрав не дремлет?

То, что онкобольных не удается обеспечить лекарствами, заведующий отделом качества оказания медицинской помощи при Министерстве здравоохранения Талант Арстанкулов объяснил отсутствием денег.

"Минздрав обивает пороги Минифина, пытаясь получить дополнительное финансирование, но тщетно. Поэтому, скорее всего, денег не будет и в будущем", - сказал он.

Арстанкулов добавил, что в данный момент Минздрав совместно с другими министерствами и ведомствами анализирует нормативно-правовые акты и документы, которые мало или совсем не подкреплены финансовым обеспечением.

Еще один представитель Министерства здравоохранения Салтанат Молдоисаева возлагает надежды по обеспечению доступа к лекарствам на принятую в этом году новую Программу государственной лекарственной политики.

"У нас очень низкая доступность к лекарственным средствам: завышенный спрос, полипрагмазия, неэтичный маркетинг, деформированное ценообразование. Все это подкреплялось неэффективными закупками и несовершенной системой регулирования закупки лекарств", - призналась она, добавив, что новая программа пытается решить существующие проблемы: обеспечение экономической доступности лекарств, система обращения лекарств и совершенствование системы управления в сфере обращения лекарственных средств.

"Было принято решение, что нужно формировать спрос населения через внедрение эффективной стратегии отбора основных лекарственных средств, внедрение в практику принципа рационального использования лекарственных средств и продвижение генерической стратегии", - отметила Молдоисаева.

Также, по ее данным, будет совершенствоваться система госзакупок. "В этом вопросе мы сотрудничаем с Министерством финансов и правительством. Разработана стратегия по внедрению электронных закупок и предложение по системе мониторинга и оценки, анализа госзакупок на всех этапах, совершенствованию системы госзакупок препаратов по программе льготного лекарственного обеспечения", - сказала представитель Минздрава.

Она напомнила, что цены на лекарства регулируются по принципу "спрос - предложение". Государственного ценорегулирования не существует.

"Но в мире есть механизмы регулирования. Например, не очень популярный метод - регулирование торговой наценки, как оптовой, так и розничной. Еще есть система внутренних референтных цен на возмещаемые лекарственные средства. Мы хотим наладить систему переговоров, чтобы Минздрав, как закупающая организация, мог напрямую сотрудничать с поставщиками лекарственных препаратов, чтобы исключить огромную цепь между производством и поставкой лекарственных препаратов в нашу страну", - добавила Молдоисаева.

Она рассказала, что Минздрав также предпринимает попытки внедрить механизм рамочного соглашения. Это один из видов государственных закупок, который может реализовываться Министерством здравоохранения и ФОМС. Суть его в том, что Минздрав на год, два или три заключает контракты с поставщиками, и организации здравоохранения в течение этого срока будут закупать лекарственные препараты по той цене, по которой договорилось Министерство здравоохранения.

"Это тоже один из эффективных методов снижения цены. Потому что объемы здесь другие. Когда каждая организация здравоохранения закупает лекарства - это очень влияет на цену. Путем рамочных соглашений цену можно снизить. На данный момент препаратов по онкозаболеваниям у нас там нет, однако если опыт будет успешным, то можно использовать эту практику и для препаратов от онкозаболеваний", - заключила специалист.

Дополнительные шаги к успеху

Арстанкулов рассказал, что еще намерены предпринять в Минздраве.

"Улучшить лекарственное обеспечение больных – это задача менеджера той или иной больницы. Сейчас мало больниц, где менеджеры наладили бы такую работу. Мы разрабатываем критерии работы менеджера, руководителя организации здравоохранения, куда будет включен в том числе и лекарственный менеджмент", - сказал он.

Также он призвал не копировать все препараты, которые указаны в европейских стандартах.

"Давайте ориентироваться на наши возможности. Эти клинические протоколы надо адаптировать к нашим условиям, а не просто их копировать. Включение в перечень жизненно важных лекарственных средств тоже нужно серьезно обсуждать. в перспективе эту работу будем делать", - заключил Талант Арстанкулов.

Необходимо настаивать, чтобы препараты против рака тоже были включены во все запланированные проекты и изменения в системе закупок, озвученные представителями Минздрава, резюмировала Таалайгуль Сабырбекова.


Смотрите также

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КОММЕНТАРИИ:

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют