Авторизация
 
  • 19:55 – Фото «Кока-Кола» для стикеров ВК: пользователям конкурс пришелся не по душе 
  • 19:41 – Голос 5 сезон смотреть онлайн выпуск от 9 декабря 2016 года: на шоу стартует четвертьфинал 
  • 19:40 – Финал Гран при по фигурному катанию 2016-2017 Танцы на льду 09.12.2016 смотреть онлайн 
  • 19:40 – 1 канал «Голос», 5 сезон 15 выпуск, смотреть онлайн четвертьфинал от 9.12.2016 

Октябрь Абдыкаимов: Налоговая служба отказалась от тотальных проверок

54.147.211.117

Для повышения клиентоориентированности, минимизации коррупции и увеличения налоговых поступлений в бюджет Государственная налоговая служба в 2010 году запустила проект по модернизации и автоматизации своей системы. О том, что уже достигнуто и что еще предстоит сделать, в интервью "ВБ" рассказал заместитель председателя ГНС Октябрь Абдыкаимов.

– Каким образом простой налогоплательщик может почувствовать результаты автоматизации ГНС?

– Автоматизация – не самоцель, а инструмент в реализации реформ и преобразований, проводимых в системе Налоговой службы. Главное – развитие клиентоориентированности, повышение эффективности налоговой службы, для чего необходимо поменять методы и подходы в работе. Простыми словами, нужно повернуться лицом к налогоплательщикам, чтобы им стало легче и проще исполнить свои налоговые обязательства, а также обеспечить условия для оптимизации и повышения результативности работы ГНС.

– Что именно включает автоматизация?

– Была создана система ИСНАК, состоящая из 26 различных модулей и подмодулей, которые охватывают практически все рабочие процессы налогового администрирования. К примеру, есть подмодули обработки платежных документов, налоговых отчетов, формирования лицевой карточки. Также имеются модули, связанные с процессами планирования и проведения аудита (налоговых проверок) налогоплательщиков. Нужно отметить, что по нашим оценкам, столько рабочих процессов и процедур, как у Налоговой службы, нет ни в одном другом госоргане. Кстати, мы также единственный госорган, который автоматизировал процессы налогового контроля, основанные на оценке рисков неуплаты налогов.

– Как работает система оценки риска?

– Раньше налоговик мог сам выбрать, кого он будет проверять. Причины могли быть разными. Например, используя служебное положение, он мог свести счеты с кем-либо, или же, наоборот, пытаться помочь своим знакомым. Сейчас подобный человеческий фактор полностью исключен. План проверок формируется автоматически самой информационной системой на основании 19 критериев риска. Система сама производит отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке. В скором времени мы планируем добавить еще 4 критерия риска. Понятно, чем их больше, тем качественнее отбор.

Любое действие должно быть обосновано, поэтому каждый шаг проверки фиксируется в системе. Вначале формируется служебная записка, затем – решение на назначение проверки, предписание, решение о результатах проверки, акт проверки также попадает в систему. С одной стороны, это очень сложно с точки зрения освоения, но с другой - позволяет отслеживать каждый шаг инспектора и на уровне системы (программы) минимизировать тот шлейф нарушений, который был раньше. Теперь можно централизовано видеть, когда проверка началась и когда завершилась.

Если риски подтвердились, налогоплательщику предъявляются дополнительные обязательства. Скрыл он свои доходы умышленно или нет – другой вопрос. Самый главный плюс в том, что система оценки риска позволяет уйти от тотальных проверок предпринимателей и максимально оградить добросовестных субъектов от излишних, необоснованных проверок.

– А какие отрасли считаются наиболее рискованными?

– Производство и реализация подакцизных товаров – алкоголя, сигарет и ГСМ. В последнее время к ним добавилась также строительная отрасль, оборот отдельных товаров, имеющих реэкспортный характер (электроника, мобильные телефонные аппараты, мясная продукция и прочее).

Когда говорим о теневом бизнесе, то нужно разделять черный и серый бизнес. В первом случае, это контрабанда или полностью нелегальное производство, поэтому по документам эти товары обычно даже не проходят. А серый бизнес – это когда товар декларируется, но по заниженной цене.

– Действует ли автоматизированная система во всех регионах?

– Да, но пока рано говорить, что все сотрудники умеют с ней работать. На местах многих пришлось обучать элементарной компьютерной грамотности. До введения новой системы ИСНАК в 18 управлениях ГНС более 20 лет использовалась устаревшая программа "ИС-Налог", в 11 управлениях – более 10 лет программа "КИТИС". В остальных 31 управлении учет ввелся вручную: все сведения по старинке записывались в амбарные книги. Можете представить, какую работу нам пришлось проделать. За период внедрения автоматизированной системы обучено свыше 2300 человек.

– Из каких источников шло финансирование?

– Техническая и финансовая часть в основном обеспечивалась за счет грантового проекта Азиатского банка развития "Модернизация и автоматизация ГНС", который завершился в прошлом году. АБР выделил на проект $10 млн. Но эти средства были направлены не только на автоматизацию, но и на развитие инфраструктуры ГНС, решение транспортных вопросов, ремонт территориальных подразделений, внедрение инфраструктуры под "единые окна".

– Что будет с этой инициативой после того, когда поддержка доноров закончится?

– Вопрос финансирования актуален. Этот год и следующий будем работать на тех ресурсах, которые были обеспечены в рамках упомянутого проекта. А дальше будем искать другие источники. Надо отметить, что в некоторых странах расходы на поддержку и обслуживание информационных систем превышают 30% бюджета налоговых служб.

Внедрение риск-ориентированного подхода уже дает хорошие результаты. За прошлый год было проверено 9 795 субъектов. Сюда включены все виды проверок: выездные, камеральные, плановые. В результате доначислено 3 млрд 211 млн сомов. В 2009 году, когда еще не существовало автоматизированной системы, было 9 тыс. проверок и доначислено 1 млрд 990 млн сомов. То есть выявляемость увеличилась в 1,6 раза. Это налоги, дополнительно выявленные в процессе проверок.

При этом показатель погашения, то есть сумма выявленных и оплаченных налогов, в 2013 году достигла 2 млрд 185 млн, а в 2009-м была всего 587 млн. То есть наблюдается рост в 3,7 раза.

– Как обстоит дело с приемом налоговой отчетности в электронном формате?

– Существуют два способа. Первый – через посредника (оператора связи) с использованием электронной цифровой подписи. На сегодня этой услугой пользуются более 5,3 тыс. субъектов. Ее оказывает только одна компания. Но ограничений нет, мы готовы работать и с другими. Ранее таких компаний было две, но одна ушла с рынка.

Второй способ – подача отчета через сайт ГНС. Электронная подпись не нужна. Достаточно лишь подать заявление в отделение ГНС по месту регистрации и получить логин и пароль, которые позволяют заходить в систему и воспользоваться услугой электронной подачи. Эта услуга в отличие от первой полностью бесплатная.

Одновременно с этим можно получить доступ к услуге "Кабинет налогоплательщика", где можно получить информацию о его лицевом счете и прочие сведения, написать письмо в ГНС.

– Правда, что возможности подачи отчета через сайт ГНС ограничены?

– Да, эта услуга не предусмотрена для плательщиков НДС. Это связано с существующей проблемой лжепредпринимательства. Для начала хотим отработать механизм взаимодействия с малым и средним бизнесом, и только потом, оценив все за и против, идти дальше. Любое дело нужно осуществлять поэтапно.

Хотел бы добавить, что услугой подачи отчета через сайт ГНС налогоплательщики пока не спешат воспользоваться. За 4 месяца число пользователей составило всего около 400. Схожая ситуация и с возможностью оплаты налогов через платежные терминалы. В настоящее время по всей республике задействовано более двух тысяч терминалов. При этом за 7 месяцев этого года проведено всего 6262 платежа на 10,4 млн сомов. Это связано с ментальностью людей. Приучать к новшествам очень непросто. Хотя уже с учетом августа количество платежей увеличилось до 16 102 платежа, а сумма налогов – до 28,3 млн сом.

– А каких еще нововведений следует ожидать?

– С одним из комбанков планируем запустить оплату налогов посредством мобильного кошелька. Также с двумя банками прорабатываем вопрос внедрения интернет-банкинга. Словом, стремимся всячески облегчить жизнь налогоплательщикам и себе. В этом случае нам не нужно будет тратить время на бумажную обработку налоговых отчетов и платежных документов.

– Какова ситуация с внедрением принципа "единого окна"?

– В 29 управлениях ГНС создана инфраструктура и внедрен принцип "единого окна". Там налогоплательщик может получить практически весь спектр налоговых услуг. По такому же принципу планируем открыть сервисные центры на крупных рынках. Международные партнеры по развитию обещают помочь. Для повышения качества обслуживания хотим оснастить эти центры системой видеонаблюдения.

Особое внимание уделяется информированию налогоплательщиков. В этом смысле большая роль отводится интернет-порталу. Он позволяет найти необходимые нормативно-правовые акты, проверить налоговую регистрацию фирмы, счет-фактуру по НДС, достоверность предписания на проверку и даже безопасность алкогольной продукции по реквизитам акцизных марок.

С момента запуска портала в мае 2012 года зафиксировано более 3,1 млн посетителей, из них порядка 1,4 млн – только за 8 месяцев этого года. Не думаю, что подобной статистикой могут похвастаться другие госорганы.

Также особо следует отметить работу call-центра для граждан и плательщиков, в который можно позвонить по номеру 194.

– Какие вопросы наиболее часто задают?

– В основном спрашивают о сроках уплаты налогов и предоставления отчетности, как заполнить те или иные документы. Если за весь прошлый год поступило 20 тыс. звонков, то за 8 месяцев этого года – уже более 28 тыс.

Здесь нужно отметить, что оператор call-центра может дать ответ не на все вопросы. Эта служба больше предназначена для простых граждан и представителей малого бизнеса, которые не очень осведомлены по налоговым вопросам.

– Планируется ли в будущем полностью перейти на электронный документооборот?

– Если пользуешься электронной системой, то с бумажными носителями не обязательно иметь дело. Но заставлять никого мы не можем. Хотя есть страны, которые пошли на радикальные меры, – взяли и обязали всех перейти на электронную подачу отчетов. В других странах при подаче бумажных документов нужно вносить оплату за обслуживание. В этом тоже есть своя логика, ведь при бумажном обороте государство несет дополнительные и немалые расходы, в том числе по их приему и обработке. Сегодня для плательщика государство оставляет право выбора. Но со временем, уверен, население и бизнес осознают преимущества электронной подачи документов и другие возможности электронных услуг и станут более активно их использовать.


Смотрите также

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КОММЕНТАРИИ:

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют