Авторизация
 
  • 15:12 – Российский робот «ФЕДОР» прошел финальный цикл испытаний 
  • 15:12 – Samsung запатентовал летающую тарелку 
  • 15:12 – Для iPhone найден способ использования двух SIM-карт 
  • 15:11 – Российский робот «Федор» сможет сам себя отремонтировать 

Экономист: Кыргызстан может сам зарабатывать на строительство дорог

54.158.92.239

Кыргызстан давно может сам зарабатывать средства на развитие дорожной инфраструктуры. Об этом в разговоре с "ВБ" сказал кыргызстанский экономист, замдиректора компании Smart Business Solution Central Asia Марат Мусуралиев.

В первую очередь он отметил, что с 1 июля этого года, как оповестило отечественных международных перевозчиков Министерство транспорта и коммуникаций КР, на территории Латвии введен сбор за использование автомобильных дорог грузовым автотранспортом. К подобной практике экономист предлагает обратиться и в Кыргызстане.

"Взимание оплаты с грузового транспорта распространено во многих странах. При этом следует учитывать, что составляющей системы приема оплаты являются автоматические пункты весогабаритного контроля (ПВК). И в разных системах, в зависимости от веса транспорта вместе с грузом, определяется и коэффициент оплаты за проезд. При этом оператор весов не может изменить их показания. Это важный момент. У нас в этом плане ситуация плачевная. А дело все в том, что большая часть пунктов весогабаритного контроля, кроме пограничных, находится под контролем Минтранскома. И ежегодно сотрудников этого ведомства – операторов ПВК – арестовывают за коррупцию на пунктах. Но после приходят новые, и все повторяется вновь", - рассказал собеседник.

Именно это, по его словам, влияет на сборы. Так, по данным Мусуралиева, за весь прошлый год все ПВК страны собрали лишь 51 млн сомов. А за позапрошлый – 30 млн. "Это просто копейки по сравнению с реальным оборотом средств!" - возмущается экономист.

В доказательство он привел пример: только через ПВК "Сосновка" (тоннель Тоо-Ашуу) ежедневно проезжает около 3 000 автомобилей, из которых порядка 300 – большие фуры, прицепы, полуприцепы и так далее. Сами водители утверждают, что за перегруз только на этом ПВК отдают от 12 до 15 тысяч сомов. Чтобы этого избежать, Мусуралиев видит только один выход.

"В первую очередь нужно автоматизировать систему ПВК, чтобы оператор никаким образом не мог влиять на показания весов. Далее – создать платежную инфраструктуру на этих пунктах. Заметьте, ни на одном нет ни pos-терминалов, ни банкоматов. И только после выполнения этих условий либо в комплексе с ними можно будет говорить о внедрении любых платежей, в том числе и за проезд грузового транспорта. А пока 100% идет наличкой через сотрудников ведомства, мимо государственной кассы, ничего толкового не выйдет. При этом, уверяю вас, поставить на пунктах терминалы не составит труда. Объявите тендер – банки в очередь выстроятся ради реализации этого проекта. Почему этого не было сделано до сих пор, нужно спросить у руководства ведомства", - отметил специалист.

Он также выразил мнение, что при таких крупных суммах и безнаказанности коррупция на ПВК вышла далеко за пределы обычных сотрудников Минтранскома и, возможно, добралась до МВД или фискальных органов.

Экономист также перечислил плюсы от автоматизации ПВК и введения оплаты за проезд грузового транспорта. Во-первых, пополнение бюджета. Затем - сохранение дорог.

"Что касается второго пункта, то даже в Таджикистане существует сезонное ограничение на допуск тяжелых автомобилей на дороги. С 1 мая по 31 августа при температуре свыше 35 °C запрещен проезд машин с весовой нагрузкой свыше 6 тонн на ось. То же самое в Казахстане, России. Это ограничение научно обоснованное и экономически законодательно закрепленное. В Кыргызстане такой нормы до сих пор нет", - уточнил он.

В заключение экономист привел ряд цифр. На сегодняшний день общий внешний долг страны - $3 млрд 300 млн. Это 50% ВВП. Из этой цифры порядка $1 млрд 400 млн брошено на ремонт автомобильных дорог. При этом ни одна из них не является платной. То есть, отмечает Мусуралиев, отдачи от дорог и вложенных в них денег нет.

"Некоторые страны практикуют строительство рядом с бесплатными дорогами платных, но у нас это невозможно. В данном случае справедлива система, что кто разрушает дороги, тот и должен за них платить. Как вариант: в ряде стран есть такой налог – акциз, его включают в цену топлива, но тогда оно у нас будет стоить как в Норвегии – под 2 евро, что тоже не вариант. Тут же вспыхнут социальные недовольства. Да ведь и не все машины – большегрузы, не все наносят ущерб дорогам. Поэтому введение оплаты по весовому фактору, а, кстати, такой проект рассматривается Министерством экономики, наиболее актуален. Более того, он нужен. И важно, чтобы он был реализован. Но делать это нужно осторожно. Есть риск завалить проект и дискредитировать саму идею, потому что, как всегда, будет много противников. Но норму эту вводить нужно обязательно. Как минимум потому, что берется недопустимо много дорожных кредитов, которые нечем оплачивать, кроме как средствами из госбюджета. А в случае введения системы оплаты за проезд грузового транспорта госказна получает значительное возмещение", - подытожил респондент.


Смотрите также

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КОММЕНТАРИИ:

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют